Проектная и исследовательская деятельность

XIX конференция проектных и исследовательских работ

«Мир без границ»

С 30 января по 1 февраля в «Промо-М» проходила XIX конференция проектных и исследовательских работ «Мир без границ». В этом году к защите были представлены 55 работ, включая 5 работ обучающихся 2-4 классов. Ввиду разнообразия тем, выбранных «промовцами» в качестве области их научного интереса, работа конференции была организована по трем секциям: точных и естественных наук; гуманитарных и социальных наук; психологии. Традиционно для «Промо-М» наибольшее количество работ было представлено в секции психологии, а такие темы, как подростковый тайм-менеджмент, влияние социальных сетей, игр и интернета на подростка, вызывают исследовательский интерес уже не первый год.

Наивысший балл от членов жюри получила обучающаяся 10 класса с работой на английском языке, посвященной изучению факторов, влияющих на академическую успешность подростков; 2 и 3 места заняли 4 работы обучающихся 5 и 9 классов.

I место: «Самооценка и качество образования в подростковом и юношеском возрасте».

II место: «Этикетка на продукте – путь к здоровому питанию»; «Арабо-израильский конфликт как инструмент управления мировой политикой».

III место: «Нанотехнологии – технологии будущего»; «Римское законодательство как фундамент современного российского гражданского права».

19 работ были отмечены специальными номинациями.

По итогам состоявшейся конференции 18 работ были рекомендованы к представлению на межрайонном этапе Московского городского конкурса проектов, который состоится 9 февраля.

6 работ – к представлению на Городской билингвальной научно-практической конференции на иностранных языках «Полиглот-2019».

2 работы – к представлению на Открытом межрегиональном экологическом фестивале «Древо жизни».

15 февраля в «Промо-М» начнется выбор тем и руководителей проектной и исследовательской деятельности на 2019-2020 учебный год.


Для чего нужна проектная и исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность обучающихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учебных задач с заранее неизвестным результатом, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира.

Проектная и исследовательская деятельность позволяет вырабатывать и развивать специфические навыки и умения, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля, постановке целей и задач);
  • самоанализу и рефлексии;
  • представлению результатов своей деятельности;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, видео, аудио и сценических представлений и т.п.);
  • поиску и отбору актуальной информации;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе нетиповых, ситуациях.

Опыт нашего педагогического коллектива по организации проектной и исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что если обучающийся сможет справиться с работой над учебными проектами, то у него формируются способности, обладая которыми, он оказывается более приспособленным к жизни. Он учится планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Из истории проектной и исследовательской деятельности в «Промо-М»

С 2000 года в нашей школе проводится Интерактивный форум «Мир без границ», на котором представляются результаты исследовательской деятельности обучающихся 5-10 классов. С 2005 года для обучающихся 2-4 классов был учрежден Интерактивный форум «Мое открытие мира». Изначально на данные конференции представлялись индивидуальные работы на максимально широко сформулированную общую тему: «Ренессанс» (1999/2000), «Космическая наука и человек в XXI в.» (2000/2001), «Мир театра» (2001/2002). С 2003 года поставленная перед учащимися в проектной работе задача усложнилась: вместо заданной тематики им было предложено определенное проблемное поле, в рамках которого требовалось серьезное осмысление круга гуманитарных проблем:

«Взгляд в будущее через прошлое и настоящее» (2002/2003);

«Культура мира и ненасилия в интересах детей нашей планеты» (2003/2004);

«В человеке все должно быть прекрасно» (2004/2005);

«Идеи, изменившие мир и человека» (2005/2006);

«Пути преодоления школьных перегрузок» (2006/2007);

«Развитие российской науки и культуры в IX-XIX вв.» (2007/2008).

С 2009 года школа перешла к практике защиты индивидуальных и групповых проектных и исследовательских работ по проблемам, определенным самими обучающимися, исходя из их исследовательских интересов.

Конференции и конкурсы за пределами школы

Ежегодно на протяжении 19 лет наша школа представляет на различные конференции работы детей, которые затем входят в число победителей и призеров. Традиционным стало участие промовцев в следующих всероссийских и городских конференциях и конкурсах проектных работ:

Городская билингвальная научно-практическая конференция на иностранных языках «Полиглот»;

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся межрайонного этапа;

Московский городской конкурс проектных и исследовательских работ;

Городской конкурс театрализованных проектов на иностранных языках «Мир иностранных языков»;

«Ярмарка идей на Юго-Западе»;

Научно-практическая конференция учащихся «Языкознание для всех»;

Научно-практическая конференция проектно-исследовательских работ обучающихся. «Student`s project» и другие.

Отзывы обучающихся и выпускников о проектной и исследовательской деятельности

«Наша школа – единственная в своем роде: здесь учителя и ученики живут и думают вместе. Обе стороны не просто взаимосвязаны, а представляют собой часть единого целого. Для того, чтобы быть успешным в проектах, нам нужны ИДЕЯ, потребность ее выразить, а пространство для этого здесь создано. Для меня моя проектная работа – шаг вперед…»

«Слушать и понимать других ребят, даже просто сосредоточиться сложно, ведь работы такие разные. Но для меня важно понимать, чем то, на что способен я, отличается от того, на что способны другие. Чего мне не хватает, в чем мои сильные стороны? Это полезно для меня, ведь в жизни так много конкуренции…»

«Страх исчез. Больше нет боязни выступления перед публикой: серьезные взрослые члены жюри слушают меня и в них нет неодобрения…»

«На мой взгляд, самое главное в проектной деятельности - это формирование ответственности за ту работу, которой занят. Потому что в итоге, именно ученик будет отвечать за успех или провал исследования. Более того, проектная деятельность помогла мне развить навыки поиска, обработки и анализа информации. Чуть позже, в университете и на работе, эти умения очень сильно помогли, а также позволили все эффективно успевать даже во время сессий. Кроме того, проектная деятельность часто подразумевает работу в команде, что позволяет научиться общаться с людьми, а также выражать свои мысли и идеи. И, наконец, если вы изучаете тему, которая вас интересует, весь процесс обучения происходит в невероятно динамичной, интересной и увлекательной форме…»