Проектная и исследовательская деятельность

Для чего нужна проектная и исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность обучающихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учебных задач с заранее неизвестным результатом, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира.

Проектная и исследовательская деятельность позволяет вырабатывать и развивать специфические навыки и умения, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля, постановке целей и задач);
  • самоанализу и рефлексии;
  • представлению результатов своей деятельности;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, видео, аудио и сценических представлений и т.п.);
  • поиску и отбору актуальной информации;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе нетиповых, ситуациях.

Опыт нашего педагогического коллектива по организации проектной и исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что если обучающийся сможет справиться с работой над учебными проектами, то у него формируются способности, обладая которыми, он оказывается более приспособленным к жизни. Он учится планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Из истории проектной и исследовательской деятельности в «Промо-М»

С 2000 года в нашей школе проводится Интерактивный форум «Мир без границ», на котором представляются результаты исследовательской деятельности обучающихся 5-10 классов. С 2005 года для обучающихся 2-4 классов был учрежден Интерактивный форум «Мое открытие мира». Изначально на данные конференции представлялись индивидуальные работы на максимально широко сформулированную общую тему: «Ренессанс» (1999/2000), «Космическая наука и человек в XXI в.» (2000/2001), «Мир театра» (2001/2002). С 2003 года поставленная перед учащимися в проектной работе задача усложнилась: вместо заданной тематики им было предложено определенное проблемное поле, в рамках которого требовалось серьезное осмысление круга гуманитарных проблем:

«Взгляд в будущее через прошлое и настоящее» (2002/2003);

«Культура мира и ненасилия в интересах детей нашей планеты» (2003/2004);

«В человеке все должно быть прекрасно» (2004/2005);

«Идеи, изменившие мир и человека» (2005/2006);

«Пути преодоления школьных перегрузок» (2006/2007);

«Развитие российской науки и культуры в IX-XIX вв.» (2007/2008).

С 2009 года школа перешла к практике защиты индивидуальных и групповых проектных и исследовательских работ по проблемам, определенным самими обучающимися, исходя из их исследовательских интересов.

Конференции и конкурсы за пределами школы

Ежегодно на протяжении 19 лет наша школа представляет на различные конференции работы детей, которые затем входят в число победителей и призеров. Традиционным стало участие промовцев в следующих всероссийских и городских конференциях и конкурсах проектных работ:

Городская билингвальная научно-практическая конференция на иностранных языках «Полиглот»;

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся межрайонного этапа;

Московский городской конкурс проектных и исследовательских работ;

Городской конкурс театрализованных проектов на иностранных языках «Мир иностранных языков»;

«Ярмарка идей на Юго-Западе»;

Научно-практическая конференция учащихся «Языкознание для всех»;

Научно-практическая конференция проектно-исследовательских работ обучающихся. «Student`s project» и другие.

Отзывы обучающихся и выпускников о проектной и исследовательской деятельности

«Наша школа – единственная в своем роде: здесь учителя и ученики живут и думают вместе. Обе стороны не просто взаимосвязаны, а представляют собой часть единого целого. Для того, чтобы быть успешным в проектах, нам нужны ИДЕЯ, потребность ее выразить, а пространство для этого здесь создано. Для меня моя проектная работа – шаг вперед…»

«Слушать и понимать других ребят, даже просто сосредоточиться сложно, ведь работы такие разные. Но для меня важно понимать, чем то, на что способен я, отличается от того, на что способны другие. Чего мне не хватает, в чем мои сильные стороны? Это полезно для меня, ведь в жизни так много конкуренции…»

«Страх исчез. Больше нет боязни выступления перед публикой: серьезные взрослые члены жюри слушают меня и в них нет неодобрения…»

«На мой взгляд, самое главное в проектной деятельности - это формирование ответственности за ту работу, которой занят. Потому что в итоге, именно ученик будет отвечать за успех или провал исследования. Более того, проектная деятельность помогла мне развить навыки поиска, обработки и анализа информации. Чуть позже, в университете и на работе, эти умения очень сильно помогли, а также позволили все эффективно успевать даже во время сессий. Кроме того, проектная деятельность часто подразумевает работу в команде, что позволяет научиться общаться с людьми, а также выражать свои мысли и идеи. И, наконец, если вы изучаете тему, которая вас интересует, весь процесс обучения происходит в невероятно динамичной, интересной и увлекательной форме…»

Положение

о проведении XX Открытого интерактивного форума проектных и исследовательских работ старшеклассников «Мир без границ»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение утверждает порядок организации и проведения XX Открытого интерактивного форума проектных и исследовательских работ старшеклассников «Мир без границ» (далее – Форум).

1.2. Актуальность Форума:

Учитывая современные тенденции развития образовании, воспитание детей – одно из самых важных направлений деятельности человека, ведь именно от этого зависит дальнейшее развитие социума в целом. Но как сделать воспитание полноценным? Одним из способов воспитания ребенка является образование. А Форум – это один из способов развития новых навыков обучающихся. При проведении Форума все участники обязуются подготовить работу, то есть собрать, проанализировать, подготовиться и представить определенное исследование в конкретной области. Такая работа развивает ребенка, заставляя его не только разбираться в выбранном вопросе, но и учиться выбирать необходимую информацию из множества источников, правильно ее анализировать и подавать аудитории. Также во время Форума ребенок учится говорить на публике, побеждая свой страх публичного выступления и совершенствуя риторику. Такая форма работы для многих школьников часто является отправной точкой на тропе научных исследований и построения своего будущего. Более того, такие события стимулируют активность и амбиции школьников.

1.3. Новизна Форума:

В ходе презентации результатов проектной или исследовательской деятельности обучающиеся:

- представляют свой ответ на вопрос, актуальный для современного детства: «Зачем мне это надо?»;

- имеют возможность получить экспертное мнение специалистов в данной области.

1.4. Общее руководство и проведение Форума осуществляет Организационный комитет.

2. Цели и задачи Форума

2.1. Цели: привлечение учащихся к поисковой деятельности в различных областях как действенному средству личностного развития; формирование социально-коммуникативной компетенции учащихся как одного из средств повышения качества образования.

2.2. Задачи:

  • формирование умений и навыков проектной и исследовательской деятельности, умения самостоятельно ставить и решать задачи поискового характера;
  • формирование социально-коммуникативной компетенции учащихся на русском и иностранных языках;
  • развитие социально-коммуникативной компетенции учащихся через обретение личностного опыта человеческих связей и отношений;
  • формирование у учащихся целостной картины мира, активизация их творческой и познавательной инициативы, коммуникативной компетенции на русском и иностранных языках;
  • развитие навыков и умений научного общения;
  • развитие независимого исследовательского мышления, способности к критической оценке альтернативных научных подходов и концепций;
  • социализация учащихся через обретение личностного опыта человеческих связей и отношений;
  • общественное признание результатов ученической исследовательской деятельности.

3. Участники Проекта

Участниками Форума являются обучающиеся 5-10 классов общеобразовательных организаций города Москвы. Работы могут быть как персональными, так и коллективными.

Рабочий язык – русский или английский.

4. Сроки проведения и порядок проведения Форума

Срок проведения Форума – 27 (5-8 классы) и 28 (9-10 классы) января 2020 года.

Защита результатов исследований будет проходить в форме «круглых столов». На выступление каждого участника отводится 20 минут, из которых 10 минут занимает презентация работы, 10 минут – дискуссия. Участие в дискуссионных сессиях имеет определяющее значение при оценивании.

5. Критерии оценивания

Соответствие работы и презентации формальным требованиям:

- Наличие и полнота введения (цели, задачи, гипотеза, методы, актуальность);

- Полнота изложения всех разделов работы, четкость и наглядность представления;

- Соответствие качества и объема представленного материала цели и задачам работы;

- Адекватность и полнота выборки источников информации.

Владение материалом в области исследования/проекта.

Учебно-исследовательский подход.

- Владение культурой исследовательской деятельности;

- Практическая и теоретическая значимость исследования.

Актуальность темы.

Оригинальность подхода к проблеме.

Умение вести дискуссию по проблеме.

Формальные требования к работам.

Представленная на Форум работа должна отвечать следующим требования:

- объем работы на русском языке – не менее 25 страниц, на иностранном языке – не менее 15 страниц;

- четкая структура работы (введение, основная часть по главам, заключение, список литературы, приложения (по необходимости));

- кегль 14, интервал 1,5.

Работа предоставляется на бумажном и электронном носителях.

6. Оргкомитет Форума

7.1. Для организации и проведения Форума создаётся Оргкомитет.

7.2. Оргкомитет Форума состоит из учителей истории, учителей русского языка и литературы, учителей иностранных языков, приглашенных специалистов и выполняет следующие функции:

- формирует состав профессионального жюри и организует его работу;

- доводит до педагогов образовательных организаций информацию, касающуюся вопросов проведения Форума;

- определяет систему поощрения, награждения участников.

7.3. Работа Оргкомитета строится на основании данного Положения и соответствует срокам проведения Форума.

7.4. Оргкомитет оставляет за собой право учреждать дополнительные номинации.

7.5. Оргкомитет оставляет за собой право на изменение сроков проведения Форума.

7.6. Оргкомитет оставляет за собой право размещения промежуточных и окончательных итогов Форума на сайте НЧУ ОО «СОШ «Промо-М»

Для участия в Форуме необходимо

- зарегистрироваться по E-mail (info@promo-m.ru) до 23 декабря 2019 г.

Или позвонить по тел.:

8(495)438-38-11 - Ажнина Ирина Михайловна

8(916)389-83-19 – Ажнина Анастасия Дмитриевна

- до 23 декабря 2019 года подтвердить заявку на участие, в которой указать номер (название) школы, количество работ, которые школа планирует представить на Форум (не более двух), область знаний, контактный телефон, ФИО координатора, ФИО научного руководителя работы/консультанта, ФИО руководителя школы;

- до 23 декабря 2019 года направить в оргкомитет Форума тезисы проектных работ участников на русском или английском языках (в зависимости от того, на каком языке будет проходить защита). Тезисы направляются на электронный адрес (info@promo-m.ru) Оргкомитета с пометкой «Форум».

Требования, предъявляемые к тезисам.

Тезисы проектных работ должны содержать:

- название работы;

- фамилию, имя автора;

- ФИО научного руководителя;

- номер (название) школы;

- описание структуры проектной работы (из каких глав состоит работа, например, введение, первая глава, вторая глава, заключение, приложения, библиография);

- краткое изложение целей и задач работы, основного содержания глав, ее составляющих;

- краткое изложение выводов, к которым приходит автор.

Объем тезисов не должен превышать двух страниц (кегль 14, интервал 1,5).

Участие бесплатное.

Порядок проведения Форума

Начало регистрации – 8.30 – 9.00

Торжественное открытие – 9.00 – 9.30

Работа по секциям – 9.30 – 14.30

Перерыв на обед – 14.30 – 15.00

Развлекательная программа для участников – 15.00 – 15.30

Торжественное закрытие Форума – 15.30 – 16.00