22.06.2020
Горбачева Мария Александровна
Отзыв
№4722
Мне кажется, сейчас, спустя почти 10 лет после окончания школы «Промо-М», я ее вспоминаю еще чаще, чем раньше. Мне кажется, только сейчас я начинаю ощущать весь фундамент, всю базу, которые были заложены во мне именно во время обучения в «Промо-М»: языки, чтение, проектные работы, а также упорство в достижении цели, любовь к учителям, отношение к школе как ко второй семье, второму дому – я могу долго перечислять, но давайте чуть-чуть о каждом «пункте».
Любовь к иностранным языкам и умение в любой момент начать самостоятельно готовиться к сдаче международного экзамена, интуитивно зная и чувствуя его структуру, – это все благодаря ежедневным урокам английского, французского, испанского языков в школьные годы. Более того, в какие-то дни было 3, а то и все 4 урока английского: домашнее чтение, «обычный» английский, подготовка к экзаменам – как сейчас всё помню... Иногда мне кажется, что самый лучший английский у меня был в школе, честное слово, даже несмотря на то, что в НИУ ВШЭ я его изучала на более профессиональном уровне и впоследствии в работе постоянно использовала.
Отдельная любовь – к русскому языку, ко всем его правилам и различным нюансам: я до сих пор на любой работе, если читаю чей-либо текст, «на автомате» мысленно исправляю его на предмет ошибок, начиная от пунктуационных и заканчивая грамматическими. Если чувствую, что подзабыла что-то сложное, то открываю тетрадь, где от руки записывала все правила, когда готовилась к сдаче ЕГЭ с одним из лучших преподавателей «Промо», и нахожу то, что мне нужно. Эту тетрадь я храню в отдельной папке, чтобы ни в коем случае ее не испортить. Для меня она дороже всех учебников и справочников в интернете!
Однажды, уже в университетские годы, я для собственного развития пошла на курсы ораторского искусства – и неожиданно оказалась лучшей в группе: совсем не потому, что я «прирожденный оратор», а потому что меня, как оказалось, очень многому научили в школе, когда мы готовились к ежегодным открытым ораторским турнирам (причем билингвальным!). Именно в школьные годы я научилась справляться с боязнью публичных выступлений и раскрывать любую тему за короткий промежуток времени, используя аргументы из жизни и литературы.
Нельзя не упомянуть простоту и легкость, с которой я писала курсовые работы или любые рефераты в университете: понятия «гипотеза», «цель», «методы» и структуру таких текстов я узнала еще в школе, когда ежегодно каждый ученик готовил свой «проект», а еще принимал участие в общешкольных проектах. Например, одним из таких масштабных проектов была публикация «Книги ветеранов» – мы с одноклассниками на протяжении нескольких месяцев встречались с ветеранами войны, брали интервью, подбирали архивные фотографии, а затем на основе всех историй создали целую книгу. Мне кажется, именно в «Промо-М» многие из нас научились серьезно, по-настоящему кропотливо относиться к проектным и научно-исследовательским работам, читая, не побоюсь этого слова, профессиональную литературу на заявленную тему. Проект невозможно было сделать за пару недель (во всяком случае, если хотелось, чтобы результат был стоящим и им можно было гордиться), к нему действительно нужно было готовиться много месяцев, обсуждая все нюансы с личным руководителем по проекту.
Предмет «литература» нашел отдельное местечко в моем сердце. У нас был прекрасный, в меру строгий преподаватель, которого мы все уважали, и поэтому читали литературу даже троечники – настолько всем хотелось участвовать в процессе обсуждения текстов и смыслов классики. Недавно я перебирала свою личную библиотеку и пересмотрела многие книги за школьные годы – до сих пор во всех сохранились пометки карандашом, на полях прописаны пояснения. Я открываю Пушкина, Достоевского, Бунина и читаю их вместе с дополнительной информацией, различными деталями, на которые стоит обратить внимание. Когда я училась, никогда бы не подумала, насколько эти книги с пометками станут для меня ценными спустя долгое время.
Мне кажется, можно называть любой школьный предмет – и на каждый у меня внутри что-то откликнется, и захочется рассказать: а как это было в «Промо-М»! Но обязательно хочется отметить, что помимо учебы в школе всегда была свобода творчества: у нас были поэтическая студия, школьный театр, музыкальные группы с барабанщиком, двумя гитаристами, пианистом и солистом... Если любому ученику хотелось творить и выступать на школьных концертах, такие инициативы только приветствовались и учителя музыки помогали раскрывать таланты.
Совсем не могу не упомянуть самое, наверное, главное для меня, а также, наверное, самое важное для любого подростка: если в школе или в жизни что-то не получалось, если у тебя было грустное настроение и ты пересматривал смысл жизни, потому что ты подросток и это нормально, – всегда можно было обсудить и школьное, и личное с любимыми преподавателями. Они всегда находили для тебя время и могли разделить с тобой и радость, и грусть. Всегда был кто-то, кому можно было доверить самое сокровенное и даже поплакать, а потом улыбнуться, почувствовав настоящую поддержку, и с совсем другим настроением продолжить дела. Мне кажется, благодаря такой поддержке в «Промо-М» всегда царило теплое, хорошее отношение ко всем и ко всему, добрый юмор, искренние эмоции.
А сейчас в моей школе учится племянник и рассказывает, как благодаря переходу в «Промо-М» у него появился интерес к учебе, к литературе (что удивило его самого), к химии и многим другим предметам. Также он готовится к проектам, различным конкурсам и ораторским турнирам (одну его речь я читала и умилялась, вспоминая «свои годы»). Рассказывает, как они справляются в «карантинное» время и как он готовился, не вставая из-за стола, к ОГЭ в течение месяца, а потом ОГЭ отменили, так что ему даже обидно стало. И по его рассказам я понимаю, что всё на месте, дух школы сохранен. И даже если что-то меняется (а что-то не может не меняться, ведь время не стоит на месте), главный базис – ценности и приоритеты школы – сохранен и продолжает вдохновлять, развивать, радовать новых учеников.
У меня была самая крутая школа, и я безумно за это благодарна. Марина Михайловна, все учителя «Промо-М», спасибо вам большое!
Горбачева Мария, выпускница 2011 года